Управляющий отелем, директор гостиницы, менеджер отеля – три названия одной профессии, которая в гостиничном бизнесе считается классической. Директор или управляющий – это верхняя ступень в иерархии персонала гостиницы. Директор гостиницы осуществляет руководство всеми службами отеля, как коммерческими, так и сервисными. Должность директора – это карьерный Олимп, до которого нередко приходится добираться с самого низшего уровня. В гостиничном бизнесе сотни, если не тысячи примеров того, как управляющими отелей становились в прошлом простые администраторы и портье. Во многих крупных отелях претендовать на соискание вакансии управляющего имеют право только те, кто досконально знаком с устройством и спецификой работы служб этого конкретного отеля.
Директор гостиницы – это обязательное высшее образование, причем в некоторых крупных корпорациях оно обязательно должно быть профильным, то есть в сфере гостиничного дела. Наиболее известная на сегодня "кузница" кадров для высшего управленческого звена гостиниц в мире - Школа Гостиничного Бизнеса в Лозанне, Швейцария.
Гостиничный директор или управляющий отелем подписывает специальное соглашение с владельцем отеля, в котором указаны степень ответственности главного менеджера отеля, а также его обязанности, уровень зарплаты и премиальных. Управляющий отелем обладает широкой автономией при принятии решений, однако так или иначе он выступает как проводник идей хозяина гостиницы. Директор определяет рекламную политику отеля, долгосрочное и краткосрочное планирование хозяйственной деятельности гостиницы, кадровую политику, а также внедряет персональные инновации. Часть из этих мер проходит согласование с владельцами гостиниц, часть решений управляющий принимает полностью на свое усмотрение. В крупных гостиничных сетях управляющий гостиницей работает в рамках оговоренных стандартов. Такие компании как Marriott, Hilton или Hyatt строго регламентируют деятельность.
Будни управляющего отелем – это распределение рабочих заданий между гостиничными службами, финансовые расчеты, общение с клиентами. Управляющий отелем находится в постоянном контакте с сотрудниками отеля, не только со своими подчиненными, но и со специалистами низшего звена: менеджерами этажей, администраторами, шеф-поваром. Директор гостиницы определяет эффективные способы мотивации гостиничного персонала, определяет сроки переквалификации сотрудников. Кроме того, в обязанности директора входит планирование инвестиций, контроль за оборотом и издержками, контроль экономического успеха отеля. Гостиничные директора должны гарантировать высококачественный менеджмент во всем отеле. Для этого им необходимы знания в области налогов и страхования.
Уровень зарплат управляющих гостиниц меняется в зависимости от целого ряда параметров: статуса отеля, страны, количества номеров, принадлежности к гостиничной сети, опыта самого директора и так далее. Разница в зарплате между менеджеров гостиницы 3* и управляющим 5* отелем может сильно разниться, а может оставаться незаметной. Так директор крупного гостиничного комплекса 3* и управляющий пятизвездным апарт-отелем могут получать одинаковое жалованье, при этом у директора гостиничного комплекса есть шанс рассчитывать на дополнительные бонусы за счет большего числа потенциальных клиентов.